Эрвин Роммель

Личности генерала-фельдмаршала Эрвина Роммеля, именуемого «лисом пустыни», командира немецкого африканского танкового корпуса времен Второй мировой войны в нашем интернет-магазине посвящен дизайн мужского лонгслива «Генерал Роммель».

Данная статья не ставит своей целью оправдание или сочувствие идеям национал социализма Германии времен Второй Мировой. Мы хотели рассказать о действительно талантливом полководце этого периода истории – об Эрвине Роммеле, который прошел непростой путь от искреннего приверженца идей Гитлера до его ярого оппонента. Существует много гипотез относительно смерти Генерала, большинство из которых, как водится, сильно мифологизированы. Но с уверенностью можно сказать одно – Роммель поплатился жизнью за свою попытку противостоять Фюреру. Нас интересует этот персонаж с точки зрения военных навыков, необычных качеств командующего и, без преувеличения, эффективного военного Третьего Рейха. Мы расскажем об одном из эпизодов его биографии – об операции в североафриканской пустыне.

Для нацистской пропагандистской машины в летние месяцы 1940 года Роммель был харизматичным лидером, чья 7 я Танковая дивизия победоносно прокатилась по Франции «словно призрачный флот». Министр пропаганды Геббельс восхищался Роммелем и активно использовал в своей работе его подвиги и успехи в войне против Британских и Французских войск. Один болевой офицер писал о магической быстроте и смелости генерала:

«Он шокировал врага, заставал его врасплох, догонял его, внезапно появлялся далеко в тылу неприятеля, атаковал его, обходил с флангов, применял свой талант и все навыки, которыми обладал, используя в своих целях ночь и туман, реки и другие препятствия для продвижения вперед. Таким образом, его танки делали длинные кровавые надрезы на карте Европы, словно скальпель хирурга».

Французская кампания породила много последователей в рядах молодых офицеров, и их количество заметно росло на протяжении войны. Можно было наблюдать сотни молодых военных, стекающихся со всей Европы только для того, чтобы посмотреть на этот классический образ воина. Для этих молодых солдат Роммель стал героической фигурой. Хотя завоевание Франции принесло Генералу много уважения, однако, он еще не стал живой легендой, которой стал в начале 1941 в Северной Африке, где он окончательно закрепил свои внушительные достижения в бою.

6 февраля 1941 года после более, чем семи месяцев бездействия, Роммель был вызван в Берлин. Перед Гитлером ему было сказано, что он выбран для командования двумя небольшими дивизиями – Танковой и Легкой, которые планируется отправить в Северную Африку для помощи итальянцам. Перелистывая иллюстрированные журналы с фотографиями, он с интересом прочел: победоносное шествие генерала Ричарда Наджент О’Коннора в Ливию. О’Коннор и две его Британские дивизии продвинулись на 560 миль по пустыне к Тобруку и Бенгази, уничтожив девять итальянских дивизий, захватив более, чем 130 тысяч пленных и подбив 845 пушек и 380 танков. Гитлер знал, что с униженными в войне итальянцами Роммель был, возможно, единственным генералом, способным с успехом возглавить Африканские силы. Хотя якобы миссия Роммеля заключалась в том, чтобы изучить диспозицию, он вполне определенно знал, даже на этой начальной стадии войны, именно немецкие войска будут на самом деле противостоять Британскому продвижению, а не итальянские.

В тот день, амбициозный и решительный, как никогда, Rommel покидал Берлин с официальным документом, подтверждающим его полномочия Главнокомандующего Немецких войск в Ливии. Через несколько недель этот документ был оформлен как приказ, вошедший позже в историю, как документ по созданию немецкого корпуса Африка.

12 февраля 1941 года Роммель взошел на борт своего бомбардировщика Хайнкель и отправился в Северную Африку в первый раз. Жара и неприветливый пейзаж не впечатлили легендарного завоевателя Франции. Не порадовал его и тот факт, что итальянцы все еще отступали к Триполи и нетерпеливо упаковывали свои вещи, чтобы отплыть обратно в Италию до того, как подойдут англичане. Когда E.Rommel прибыл в Африку, он обедал с генералом Гарибольди и итальянским начальником генералитета Марио Роатта. В то самое время, когда они говорили об ухудшающимся военном положении итальянцев, авангард первого корпуса Африка Роммеля уже пересекал Средиземное море, направляясь в Северную Африку. Через два дня, 14 февраля, проплывая мимо разбитого корабля-госпиталя, первые подразделения DAK вошли в порт Триполи. Хотя эти первые отряды были незначительными по численности, корпус Африка должен был стать подготовленным и профессиональным элитным подразделением, которое Роммель должен сделать опытным и непобедимым. Несмотря на то, что англичане значительно превосходили Африканский корпус численно, у Генерала были серьезные намерения относительно своих людей. Перед офицерами он откровенно говорил о великих победах, которые он намерен одержать ради великой Германии. «Мы дойдем до Нила. Затем повернем направо опять и опять победим». В черновике письма в Берлин Rommel писал о своих амбициозных планах продвинуть свою армию на полторы тысячи миль к востоку от Триполи вдоль побережья пока летняя жара не начнет мешать дальнейшему наступлению. Его первой целью было отвоевать Кирена́ику, а затем «Моя вторая цель – Северный Египет и Суэцкий Канал».

Rommel был очень впечатлен мобильными операциями немецкой армии и верил в переброску своих танков с фронта, или, как он сам говорил, возврат «из седла». В пустыне Генерала можно было найти снова и снова рядом с главным танком, ведущим взводом или обнаружить с офицером ведущей роты. Как командующий Роммель был не очень услужливым. Как и многие немецкие командиры, он мог управлять только по-своему, так, как он научился в окопах Первой Мировой, а потом через 21 год после этого во Франции. Боевые столкновения без сомнения запечатлелись незабываемым образом в сознании каждого солдата под его командованием. У юных военных, дерущихся в пустыне под командованием Роммеля, быстро зарождалось чувство принадлежности и «элемент гордости», являясь значимыми, цементирующими составными частями боевого подразделения, которому предстояло сражаться в этом невыносимом климате.

К началу марта 1941 Роммель развернул свои войска против британцев. За месяц силы Генерала положили конец череде поражений возле дымящегося Бенгази. В письме домой Роммель писал своей жене, хвастаясь одним из главных Блитцкригов в пустыне и своим почти тотальным неподчинением: мои начальники в Триполи, Риме и, возможно, Берлине должны быть в страхе. Я рискую, иду против всех приказов и инструкций, потому что мне предоставилась такая возможность…»

В Берлине новости о личных подвигах Генерала в пустыне были встречены с тревогой. Хотя Гитлер был доволен своим сверх-амбициозным генералом, по радио он велел ему прекратить свое непредсказуемое поведение. Но Роммель, мастер обмана, снова проигнорировал Высшее Немецкое Командование, сказав итальянскому командиру Гарибольди, что ему только что предоставлена полная свобода действий в пустыне.

4 апреля под мерцающим полуденным солнцем объединенные войска Роммеля начали свое наступление в пустыне. Высокие дневные температуры и песок, попадающий в двигатели машин, вскоре вызвали у многих танков остановку. Для того, чтобы держать наступающие колонны на ходу, Роммель начал лично командовать и решил направлять движение с воздуха или со своей маленькой командной группы из трех машин. Иногда на своем Шторхе он летел на низких высотах и бросал послания колонне: если вы не отъедете сейчас же, я спущусь – Роммель. Несложно было догадаться, что бы было, если бы его приказа ослушались. Для быстрого наступления теперь все имело значение. Он постоянно преследовал колонны, которые двигались слишком медленно или брали неправильное направление. Своим внезапным появлением и «острым» языком он побуждал, импровизировал, «гальванизировал» каждую часть своей команды. Перед ошарашенным противником он демонстрировал полное превосходство и самонадеянное пренебрежение опасностью. Он беспощадно и порой жестоко толкал своих солдат на прорыв, а они в свою очередь знали, что с такими компетентным лидерством они имели все шансы на победу. В течение нескольких следующих месяцев, превосходная тактика Роммеля вкупе с упорным сопротивлением немецких и итальянских войск принесли целый ряд побед. Дома его репутация поднялась на новые высоты с помощью радио Райха, распространяющего восторг своим «Лисом Пустыни». Его победоносная кампания на Кирена́ике, которая вынудила некоторые самые неудержимые войска союзников тысячами отходить по пустыне, была вскоре известна во всем мире. Опьяненный этими впечатляющими победами, Rommel начал мечтать о скором завоевании Северной Африки. Даже, когда первые доклады о немецком вторжении в Россию достигли Роммеля, он начал изыскивать пути захвата сильно защищенного гарнизона в Тобруке сначала, затем целью было движение к границам Египта с запада, пока немецкая армия после захвата Кавказа вернется для завоевания Египта с востока. Однако, британцы были более, чем когда бы то ни было решительно настроены противостоять корпусу Африка и его вторжению в Египет и продвижению к Нилу.

В течение следующего года в пустыне Роммель продолжал упорно демонстрировать свои усилия, пытаясь разбить британские войска. Снова и снова он показывал все признаки великого полководца, постоянно обманывая и превосходя растерянного противника. Каждый раз, когда на поле боя возникала проблема, его можно было видеть бесстрашно разъезжающим на своей машине по пустыне, выкрикивая приказы, чтобы его армия не прекращала движение. Он почти не позволял своим истощенным людям останавливаться, и это в свою очередь приносило заслуженные победы. Несмотря на огромное неравенство, Роммель продолжал обыгрывать силы Союзников и почти уничтожил 8 ю Британскую Армию. В июне 1942 он прижал своих побежденных врагов к Тобруку, который он окончательно взял 21 июня. На следующий день из ставки Гитлера в Восточной Пруссии, воодушевленный фюрер присвоил Роммелю звание фельдмаршала.

Пятидесятилетний Роммель был самым молодым фельдмаршалом в Германской Армии. Он отпраздновал получение звания стаканом трофейного виски и кусочком ананаса. Той ночью Генерал-Фельдмаршал писал своей жене: «Гитлер сделал меня фельдмаршалом, но я бы предпочел, чтобы он дал мне еще одну дивизию».

Воодушевленный победами, Роммель теперь отважился двинуться в неизученный ландшафт, организовав широкое наступление против хорошо защищенного Эль-Аламайна. Весь июль и начало августа «Лис Пустыни» «околачивался» возле позиций Эль-Аламайна, но Восьмая Армия многократно срывала попытки Роммеля сломить ее мощную защиту. Несмотря на подготовленные атаки DAK, армия была утомлена и здоровье солдатов серьезно ухудшилось. Суровая окружающая среда пустыни нанесла вред и здоровью фельдмаршала, он был истощен и заболел. Страдая от проблем со здоровьем, систематических неурядиц, хронических проблем с желудком и кишечником наряду с нездоровьем печени, он покинул Северную Африку, чтобы восстановить силы в горном курорте неподалеку от Вены.

Когда Erwin Rommel вернулся в Северную Африку в конце октября, ситуация в пустыне была ужасающей. И снова, не испугавшись, жизнерадостный как никогда, он сумел удержать Британские силы более, чем неделю в Эль-Аламайне. Однако, к ноябрю он все же потерпел поражение и вынужден был отступить.

Эль-Аламайн был точкой разворота для DAK, включая хорошие отношения Роммеля с Гитлером. После краха описанных выше военных действий в Северной Африке к «Лису Пустыни» стали относиться также, как и к другим высокопоставленным генералам, которые посещали штабквартиру Фюрера. Во время бесконечных конференций Гитлера, Роммель должен был выслушивать обвинения в пораженчестве и других формах беспричинного и иррационального поведения. Во время одной из военных конференций Гитлер даже подверг сомнению смелость корпуса Африка, после чего Роммель встал и вышел из комнаты.

В Северной Африке, кроме серии поражений начиная с Эль-Аламайна, Роммель отступил на тысячу километров без больших потерь и привел остатки своего корпуса в Тунис в начале 1943. На протяжении всей африканской кампании Rommel Erwin был ее ведущим и объединяющим духом. Его быстрота понимания ситуации, энергия и смелость идей сделали его величайшим полководцем в истории. Это был не только проницательный и практичный человек, но и реалист тоже. С самого начала, как только он оказался на поле боя, он был храбр в атаках, яростен в преследовании врага, одержим в достижении цели. Но к марту 1943 года он, в конце концов, окончил свое сражение и был отозван Фюрером из Африки. Угроза «Лиса Пустыни» там раз и навсегда исчезла.

Личность генерала-фельдмаршала Роммеля и история его командования африканским танковым корпусом вдохновили дизайнеров нашего интернет-магазина на создание модели мужского лонгслива «Генерал Роммель».