Меню Закрыть

Происхождение фразы «Не верь, не бойся, не проси»

Выражение «Не верь, не бойся, не проси» и история его происхождения легли в основу дизайна мужской толстовки «Богатырь».

Откуда произошла фраза «Не верь, не бойся, не проси»?

Авторство этого выражения, или как его еще называют, закона трех «Н», часто приписывают заключенным. Правда в том, что слова цитаты «не верь, не бойся, не проси» действительно зародились в стенах «мест не столь отдаленных» еще в советское время. Однако, масса людей, подвергшаяся лишению свободы во времена СССР, не были уголовниками в привычном для нас смысле. В тюрьмы, лагеря ссылались и те, кто мирно выражал свои политические, религиозные, научные взгляды, и те, кто имел «не то» этническое, национальное, социальное происхождение, родственные отношения. Лагеря ГУЛага (главного управления лагерей и мест заключения) были переполнены так называемыми «узниками совести».

Шарашки как источник происхождения цитаты «Не верь, не бойся, не проси»

Зачастую политзаключенные не просто отбывали свой срок, но и, будучи людьми образованными, лучшими представителями интеллигенции, продолжали трудиться на благо Родине в так называемых шарашках (научно исследовательских институтах и конструкторских бюро тюремного типа). Через такие шарашки прошли многие выдающиеся советские ученые и конструкторы: С.П. Королев (конструктор ракетно-космической техники), А.И. Путилов (авиаконструктор), Н.В. Никитин (инженер, будущий создатель Останкинской телебашни), Б.С. Масленников (инженер российской авиации), А.И. Солженицын (писатель) и др. Множество образцов военной техники и вооружения были созданы в стенах таких подневольных КБ. И неизвестно, что было для этих людей унизительнее – быть просто осужденным «ни за что» или то, что та самая Родина, которая лишила их свободы, семьи, нормальной жизни, требует продолжать свой научный труд для ее блага. Фраза «не верь, не бойся, не проси» не столько отражала систему взаимоотношений заключенных между собой, сколько выражала идеологию целого слоя лучших, интеллигентных людей, выражала именно их отношение к власти, государству.

Времена ГУЛага прошли, властью были реабилитированы (к сожалению многие посмертно) узники лагерей, но строить «светлое коммунистическое будущее» мы все еще продолжали вплоть до 1991 года.

В 1991 году СССР распался. Несостоятельность экономической системы, неумелое внутреннее руководство такой огромной страной, приводившее, в том числе, и к национальным конфликтам, затратная внешняя политика государства, техногенные катастрофы, искусственное закрытие страны и ряд других причин привели к тому, что «колоcс на глиняных ногах» рухнул. Крушение такой огромной державы привело к очень печальным последствиям: в стране царил хаос, фактическое безвластие, произвол во всех проявлениях. Те, в чьих руках до этого сосредотачивалась власть, кого знал в лицо любой советский гражданин, лишились своего статуса, простые, обычные люди лишались своих скромные единственных сбережений, кто-то лишился даже жилья (вспомните деятельность пресловутого МММ и тому подобных кампаний). Как писал много ранее Н.А. Некрасов: «Распалась цепь великая, распалась и ударила, – одним концом по барину, другим-по мужику». Кроме того, перестала существовать сплачивающая общество национальная идея. До того момента советский человек поднимал целину, выдавал пятилетку в три года, догонял и перегонял Америку, строил коммунизм. И вдруг всего этого не стало. Старая система ценностей рухнула, а новую создавать никто не торопился. Дикий, в условиях постсоветского пространства, капитализм только подливал масла в огонь. Верить, ждать, надеяться было не на кого, только на себя. Идеология не верь, не бойся, не проси не только не теряла актуальности, но становилась необходимой для выживания.

Один в поле воин

С тех пор минуло более 20 лет. И что же в наше время? Увы, но наше государство и сейчас не интересуют его люди. Мы существуем ради государства, хотя, по всем принципам политологии, да и просто здравого смыла, должно быть с точностью до наоборот. Мы платим налоги и тем самым содержим нашу власть, но взамен не имеем ни бесплатного образования, ни бесплатной медицины, наши пенсионеры еле сводят концы с концами. Русскому человеку по-прежнему не на кого надеяться, только на самого себя. Если Вы успешны, живете свободно и независимо, как и полагается жить, то это уж во всяком случае, не благодаря государству, а, скорее, вопреки всему тому, что оно делает. Вы не верите тому, кому не стоит доверять, не ждете, не просите и не боитесь, ибо как сказал классик: «Трусость — один из самых главных человеческих пороков». Ну что ж, и один в поле воин.

В нашем интернет-магазине брендовой одежды от производителя фразе «не верь, не бойся, не проси» посвящена модель мужской толстовки «Богатырь».