Меню Закрыть

История происхождения средне-тяжелого танка Пантера

Легендарному немецкому средне-тяжелому танку «Пантера» в нашем интернет-магазине посвящена модель дизайнерской мужской одежды: мужской лонгслив «Пантера».

PzKpfw V или по-другому «Panther»(нем.), по мнению специалистов по танковой технике времен II Мировой войны, являлся лучшим германским танком этого времени. Будучи значительно лучше по многим критериям по сравнению с аналогичной техникой союзников Советского Союза – «Шерман», «Черчилль» и «Кромвель», он конкурировал за звание лучшего танка всего мира с главным соперником Т-34/85. Обладая передовыми по тем временам техническими характеристиками, этот немецкий средне-тяжелый танк почти всегда побеждал в схватках с танками союзников. Мог ли он одолеть шестой или седьмой танк неприятеля, с которым в бою очень часто приходилось сражаться, – это другой вопрос. С самого начала Пантера конструировалась как танк, который должен был эффективно противостоять превалировавшему на Востоке сражений Т-34. Эту задачу решить удалось. Во Второй Мировой войне количество техники зачастую определяло успех сражений и, несмотря на достоинства Пантеры, численное преимущество всегда было на стороне Т-34. Panther была отличным танком, но с весьма сложной  конструкцией. Объяснятся это тем, что машину готовили к производству на скорую руку, поэтому поначалу, с точки зрения технического совершенства она серьезно уступала, в том числе, советской «тридцатьчетверке».

История создания Panther

началась в 1938 году, когда входивший в Управление вооруженных сухопутных войск (Heereswaffenamt) 6-й отделу совершенствования и испытания вооружения, ответственный за разработку танков,выпустил технические условия для машин, которые должны были заменить Panzerkampfwagen III и IV. Специалист этого отдела Эрнест Книпкамп сформулировал требования, предъявляемые к новой машине: она должна была иметь большие опорные катки, подвеску торсион (она же стержневая подвеска), двигатель современнейшей конструкции, усиленную полуавтоматическую трансмиссию (для переключения передачи, механику нужно всего лишь убрать ногу с «газа». П/А трансмиссия создает оптимальные условия работы мотора во время движения, что продлевает срок службы и сокращает расход топлива, что крайне важно для живучести танка) и современную систему управления. Первый контракт на танк в 20-ти тонном классе был заключен с фирмой «Daimler-Benz AG» под индексом VK2001. Это был один из первых в мире танков с, так называемым, шахматным позиционированием катков. Преимущество этой системы заключалось в короткой площади контакта с почвой, что улучшало управляемость машиной.  Немалый вес танка распределялся на опорных катках большего диаметра. Они имели более долгий срок службы и обеспечивали мягкий ход при движении по пересеченной местности,снижали волочение тележки, а срок службы шин возрастал.

Разработка проектов

В мае 1940 года немецкая фирма «Крупп» (Krupp) представила проект танка под индексом VK 2001 (K), на который можно было установить две модификации двигателя «Майбах», что делало производство более гибким. В октябре 6-й отдел подписал с «Крупп» контракт на строительство трех VK 2001 (K). Однако, ни концепт «Даймлер-Бенца», ни «Круппа»не предусматривал использование торсионной подвески, на чем принципиально настаивал Книпкамп. Поэтому он обратился в фирму MaschinenfabrikAugsburg-Nürnberg AG (MAN), которая в конце сентября 1940 сделала схему компоновки VK 2001 (М) с «шахматными» опорными катками, о преимуществах которых мы писали выше, и подвеской торсион. В результате 6-й отдел заключил с MAN контракт на разработку проекта усовершенствованной версии танка VK 2002 (M). Принимая в расчет эффективность наклонной брони у советских танков, специалисты MAN в ноябре 1941 переработали конструкцию корпуса VK 2002 (M), сделав броню наклонной. Однако, события на Восточном фронте показали, что PzKpfw IVполностью уступает Т-34 и должен быть срочно заменен. Некоторые фронтовые офицеры Германии предлагали просто скопировать Т-34. Есть мнение, что от этой идеи отказались по расовым причинам – не могли конструкторы опуститься до копирования оружия «низшей расы». Впоследствии это подтверждено не было, а от копирования было решено отказаться по целому ряду других причин. Одна из этих причин та, что Т-34 был крайне некомфортный для экипажа танк, а Гудериан уделял большое внимание этому параметру, т.к. это было залогом того, что танкисты (экипаж Пантеры 5 человек) не «перерабатывали» и меньше уставали, а значит, лучше воевали.

MAN и «Даймлер-Бенц» продолжали работать над проектом 30,5 тонного танка. 25 ноября 1941 обе фирмы заключили с 6-м отделом контракты на разработку танка с индексом VK 3002, он в ходе разработки был назван Panther .  «Даймлер-Бенц» снабдила свой прототип дизельным двигателем, что сильно снижало возможность возгорания танка, в отличие от бензинового двигателя, в бою, танк мог двигаться со скоростью до 54 км/ч и имел прекрасные по тому времени технические характеристики. Гитлер, ознакомившись с проектом «Даймлер-Бенц», одобрил его и счел разработку удачной. Концепт MAN был подготовлен с учетом опыта Т-34 и предусматривал наклонную броню. Однако, машина получилась чрезмерно тяжелой и имела очень высокий силуэт. Пантера от MAN имела двойную торсионную подвеску для 8 шахматно позиционированных опорных катков, трансмиссию «Цанрадфабрик AK 7/200» и механизм управления тормозом фрикциона, с помощью которого достигалось повышение надежности управления и обеспечивалась согласованность срабатывания тормозов. Созданная Гитлером специальная комиссия отдала предпочтение танку фирмы MAN, она пришла к выводу, что у него меньше недостатков и проект имеет больший уровень готовности к запуску, чем проект Даймлера.

Время на этом этапе войны играло огромное значение для немецкой армии. 4 июня 1942 фюрер неожиданно потребовал,чтобы толщина лобовой брони Panther была дополнительно увеличена с 8 до 10 см. Первый опытный образец Пантеры (Das Chassis VI) без башни был построен в сентябре 1942. Вместе с «близнецом» (шасси V2), которая была с башней, машины показали хорошие результаты на полигоне в Берке, которые прошли с 8 по 14 ноября 1942. Рейхсминистр Шпеер и шестой отдел были настолько удовлетворены проектом, что выдали первый заказ на 1000 танков Panther Ausf.D (так была названа первая модель, запущенная в производство) MAN, «Daimler-Benz AG», «Henschel» и MNH. Когда Panther принималась на вооружение Вермахта, она получила идентификационный N SDKFZ (Sonderkraftzeug – машина спец. назначения) 171. Этот же номер сохранялся для модификаций Ausführung D, A и G. Модификация Пантер была стандартной для немецких танков II Мировой. Управление и отделение трансмиссии было спереди, боевое отделение и башня — в центре, моторный отсек в корме. Состав экипажа: механик-водитель и стрелок-радист располагались в передней части танка, наводчик, заряжающий, командир – в башне.

Двигатель Пантеры

Особенно хочется остановиться на описании мотора Пантеры. Он размещался в задней части танка, по бокам от двигателя — радиаторы и вытяжные вентиляторы. Мотор строился на заводе «Maybachund Nordbau». Двигатели этой фирмы были хороши, но очень сложны, а особенно их мощные версии, которые как раз и устанавливались на Пантеры. 23-х литровый HL230 P30 — это короткий 12-ти цилиндровый карбюраторный мотор с водяным охлаждением с 4 карбюраторами «Солекс» и V-образно расположенными цилиндрами. Масса двигателя 1,3 т., располагался на чугунном блоке, мощность 700 л.с. при 3000 об/мин. Пантера развивала весьма высокую для танка скорость – 46 км/ч (шоссе) и 24 по пересеченной местности и бездорожью. Дальность хода по шоссе 170км, по пересеченной местности 89 км.  Очень интересный факт — с июня 1944 года сбоку от выхлопных труб на заводе начали приваривать крышки из стали, которые предназначались для того, чтобы скрыть выхлопные трубы, раскалявшиеся в темноте настолько, что становились видны, таким образом, демаскируя танк. В двигателе Майбах использовался коленчатый вал на 8-ми подшипниках, едва умещавшийся в небольшом моторном отсеке. Мотор, как мы писали ранее, размещался в задней части танка и через вал, проходящий под полом башни, соединялся с трансмиссионной коробкой, расположенной в свою очередь между местами механика-водителя и стрелка-радиста и бортовой передачей, которая направлялась к ведущим колесам цилиндров на обоих бортах.

Башня танка весила 8120 кг. и делала оборот 360 градусов за 15 секунд (после ноября 1944 – 18 секунд), что было очень важно для живучести танка – чем быстрее крутится башня, тем быстрее экипаж может нанести контрудар по противнику. Кстати, от  устанавливаемой на заводе маски пушки во время ведения боя бронебойные снаряды противника часто отскакивали вниз и пробивали броню крышки корпуса или попадали в уязвимый погон башни. С осени 1944 года на танки модели Ausf. G начали ставить усовершенствованную маску с другой формой, которая не имела таких недостатков и снаряды от нее отлетали в сторону и вверх. Угол склонения 75-мм орудия с длинным стволом Пантеры был больше, чем у пушки Т-34, что давало Пантере преимущество во время ведения боя, когда стрельбы велась из положения «корпус укрыт». Пушка Пантеры KwK 42, имела отличную для своего времени бронепробиваемость. Она прошивала лобовую броню британского «Кромвеля» на расстояниях до 2,4  км., а «Черчилля» до 1,6 км. При этом сам танк Panther был недосягаем для орудий этих грозных машин.

Количество выпущенных Пантер составляло 5500 штук, но этого оказалось мало, для того, чтобы ощутимо изменить течение войны. Германская Пантера была хорошим и главным боевым танком немецкой армии. В ней сочетались огромная огневая мощь, отличная броневая защита и мобильность. Она намного превосходила большинство своих оппонентов, таких, как «Шерман» и Т-34/76. Даже в сравнении с вооружением новейших танков союзников – М-26 «Першинг», «Шерман» и Т-34/85, пушка Panther с высокой (935 м/сек,) начальной скоростью снаряда могла уничтожать бронетехнику противника на больших дистанциях и позволяла танку доминировать в бою. Итак, учитывая все вышесказанное мы можем быть единодушны в том, что Panther Ausf. являлась лучшим танком II Мировой войны, но с двумя существенными оговорками: во-первых, она страдала от систематических технических проблем, особенно поначалу, что не лучшим образом влияло на ее боевую эффективность; во-вторых, немецкие заводы физически не могли производить Пантеру в достаточно больших объемах для изменения хода войны. Пантеры появились у Вермахта в июле 1943 и сражались вплоть до окончания войны в мае 45-го. Свои первые сражения Пантеры держали на Восточном фронте, где приняли участие в ожесточеннейших боях. Последние – при обороне Берлина, где и закончилась история знаменитого танка в том виде, в котором его задумывали создатели весной 1943 года.

История создания немецкого танка времен Второй Мировой войны «Пантера» вдохновила дизайнеров нашего интернет-магазина на разработку одноименной модели мужской одежды. Ознакомиться с описанием и фото этой модели, а также купить ее можно по ссылке: мужской лонгслив с танком «Пантера».